Сайт, компьютерная программа или мобильное приложение — это целый набор результатов интеллектуальной деятельности. За одной программой могут скрываться и авторские права, и патенты, и товарные знаки.
Как авторское право защищает программы
По умолчанию программа — это объект авторских прав. Исходный код с точки зрения закона — это такой же объект, как текст книги или изображение. Только вот программистам сложнее, чем художникам: отличить оригинал программы от копии практически невозможно, поэтому вариант «указать имя автора на оригинале произведения» особо защите не поможет. Зато у нас можно зарегистрировать компьютерную программу в Роспатенте и доказать этим свои права.
Регистрация компьютерной программы — это, по сути, депонирование: саму программу никто не проверяет, экспертизы по существу нет, Роспатент просто кладет код в архив и выдает в ответ свидетельство. Но в отличие от всех остальных видов депонирования, регистрация компьютерной программы все-таки удостоверяет авторство. Это значит, что автором и правообладателем программы считается тот, кто указан в свидетельстве, пока в суде не доказано обратное.
Такое свидетельство поможет защититься от копирования кода, с ним гораздо проще продавать программу — достаточно просто указывать номер свидетельства в договоре, свидетельство можно показать в рекламе и инвесторам, отчитаться регистрацией за выполненную работу, грант или на защите диссертации. Но у депонирования есть нюанс — оно не защищает суть программы: ее идею, функционал или логику работы. Депонирование не поможет наказать нарушителя, если тот перепишет код на другом языке программирования или переделает его до неузнаваемости.
Тогда как защитить не просто код, а саму суть программы? Ответ нужно искать не в авторском праве, а в патентном. Патенты как раз и призваны защищать суть технических решений.
Как запатентовать компьютерную программу
Казалось бы, решение простое: патентуешь компьютерную программу, получаешь патент на программу как на изобретение, патент защищает суть программы — прекрасно. Но не все так просто: российское законодательство прямо указывает, что «компьютерные программы не являются изобретениями».
Сами по себе программы и правда запатентовать нельзя. Но одно дело — программы, а другое дело — заложенные в них способы и методы, а тем более работающие на их основе системы и устройства. Их как раз-таки и патентуют.
Патент защищает саму логику работы программы, ее суть. Поэтому, в отличие от свидетельства, патент не получится обойти за счет переписывания кода на другом языке или изменения дизайна. Но запатентовать программу гораздо сложнее, чем зарегистрировать.
Свидетельство выдают на любой код, а патент — только на техническое решение, которое соответствует всем критериям патентоспособности изобретения: новизне, изобретательскому уровню и промышленной применимости. Далеко не все программы удовлетворяют таким требованиям.
Патентование компьютерных алгоритмов — это целый отдельный мир. Более подробно о том как он работает, можно прочитать в моей статье на Хабре. Если вы разработчик — почитайте обязательно, там как раз про то, какие патенты выдают на алгоритмы и методы, какие задачи решают эти патенты и какая от них польза, когда они нужны, когда не нужны, и если нужны, то с чего начинать: «Разработчикам софта: как на деле работают ИТ-патенты в России — польза, проблемы, подводные камни»
Когда программа встроена в какое-то устройство, можно запатентовать и устройство, и алгоритм, по которому оно работает. Получится патент, который защищает весь аппаратно-программный комплекс. Патентовать такие устройства можно как полезные модели или как изобретения: все зависит от того, какой результат хочет получить автор. Полезную модель патентовать проще, но она защищает только само устройство со встроенной в него программой, а отдельно программу не защищает.
Патентование интерфейса программы в качестве промышленного образца
Дизайн программы, ее интерфейс и шрифты можно запатентовать в качестве промышленного образца. Патент на дизайн выдадут только в том случае, если экспертиза Роспатента признает его новым и оригинальным. Это значит, что нигде в мире в открытых источниках не должен быть опубликован такой же или похожий дизайн.
Мы запатентовали для нашего доверителя набор страниц интерфейса программы.
Конечно, дизайн далеко не каждой программы можно запатентовать. Но если в вашем случае разработан действительно оригинальный дизайн, который дает программе конкурентное преимущество и позволяет разработчикам больше зарабатывать, то его имеет смысл запатентовать.
После того, как ваш дизайн будет запатентован, никто из конкурентов не сможет использовать такой же или даже похожий дизайн в своих разработках. Это и отличает защиту запатентованного дизайна от защиты дизайна с помощью авторских прав — авторские права, по сути, защищают только от копирования и переработки, в то время как патент на промышленный образец дает более широкий объем правовой охраны.
Регистрация названия и логотипа программы в качестве товарного знака
Название, логотип программы и даже отдельные иконки можно зарегистрировать как товарный знак. Иногда разработчики игр регистрируют в качестве товарных знаков персонажей и их имена. Само название компании-разработчика — это тоже потенциально товарный знак.
«KishMish Games» — это бурно развивающаяся независимая студия-разработчик игр для PC и консолей. Мы зарегистрировали название компании «» в качестве товарного знака
Компания «Доверенная среда» — российский разработчик программной платформы «» класса BI. Теперь «Триафлай» — это официально зарегистрированный товарный знак.
Подытожим. Если вы разрабатываете программу, имеет смысл сначала навести порядок в договорах с подрядчиками и сотрудниками, чтобы вы точно получили исключительное право на разработанный с их участием софт. Затем стоит провести патентный поиск и посмотреть, какие способы, системы и алгоритмы уже запатентованы в вашей сфере. Дальше нужно решить, стоит ли вам регистрировать программу в Роспатенте и патентовать какие-то ее составляющие. А перед тем, как выводить программу на рынок, стоит зарегистрировать ее название как товарный знак.